В каждой культуре существуют отличающиеся друг от друга определенные нормы и традиции речевого этикета. Однако есть общие принципы, которые позволяют нам ориентироваться при построении общения.Давайте рассмотрим некоторые правила и нормы, а также углубимся в некоторые нюансы – такие как особенности невербального общения, этикет телефонного общения и приветствия.Речевой этикет
Будь то общение по телефону или при встрече он направлен на установление контакта и избежание недоразумений. Речевой этикет является многогранным, включающим в себя сочетание вежливости, словесных форм учтивости, доброжелательности.Дело не только в умении говорить правильные слова и следовании при этом определенной системе ритуалов. Дело также в том, как человек говорит.Если кратко рассматривать правила и нормы речевого этикета, то для них характерны следующие принципы, которые были сформулированы в 1975 году исследователем Гербертом Полом Грайсом:качество – для адресуемого обязательно должна быть характерна правдивость и конкретное основание;количество – послание должно быть не очень длинным, и не очень коротким;используемый способ донесения – по этикету не допускается применение непонятных слов и фраз;отношение – передающаяся адресату информация должна быть полезной и нужной.Речевое поведение строится на нескольких уровнях, в пределах которых есть свои нормы и традиции:- Словарный – общепринятые в социуме формы обращения и выражения, характерная лексика («Спасибо», «До свидания» и пр.).
- Стилистический – грамотность, воспитанная речь, неиспользование нецензурных слов.
- Грамматический – вежливое обращение посредством использования множественного числа (например, на «вы», а не на «ты»), избегание произношения повелительных предложений. Вместо них – обращение в вопросительном контексте («Вы могли бы оказать мне помощь?»).
- Интонационный – благодаря разной интонации идентичная фраза может звучать дружелюбно или враждебно.
- Правильное произношение – недопустимы изменения в произношении слов.
- Организационно-коммуникативный. Сюда можно отнести прописные истины, знакомые каждому с детства, а именно касающиеся того, что нельзя перебивать собеседника, встревать в чужой разговор, слушать адресованную не вам речь и пр.
Весь речевой этикет строится на своеобразных постулатах, предполагающих выполнение определенных функций:- привлечение внимания нужной аудитории к собеседнику;
- налаживание успешной коммуникации;
- регулирование необходимой эмоциональной обстановки;
- демонстрация отношения к собеседнику.
Этикет приветствия
Не все люди знают правила приветствия: кто первый здоровается при встрече на улице, в помещении, на различных мероприятиях; какова очередность приветствия; как именно нужно приветствовать в определенных ситуациях.Итак, отвечаем на вопрос, кто первый приветствует в разных ситуациях:- мужчина - женщину;
- подходящий - к тому, кто стоит;
- подчиненный - руководителя;
- младший по возрасту - старшего;
- тот, кто пришел позже, тех, кто уже на месте.
Вот еще несколько правил этикета приветствия:- Мужчина здороваясь встает, как приветствуя других мужчин, так и женщин. Сидя можно приветствовать только в тех случаях, если приветствует мужчина преклонного возраста, он плохо себя чувствует или пребывает на службе.
- Если женщина гораздо младше мужчины, то именно она здоровается первой.
- Есть отдельные нормы приветствия для супружеских пар: первой здоровается замужняя дама, затем – женатый мужчина, а после этого они приветствуют друг друга.
- Когда человек здоровается, ему необходимо смотреть в глаза тому, кому адресовано приветствие.
Что касается рукопожатия, то у него также есть определенные правила:- Первой подает руку женщина, так как именно она принимает решение о целесообразности такой формы приветствия.
- При этом женщинам не обязательно снимать перчатку (ни на улице, ни в помещении).
- Но, даже если мужчина решит первым подать руку, это не будет серьезным нарушением этикетных норм.
- Есть свои правила рукопожатия и по возрастному принципу. Старший подает руку младшему.
- Если человек подходит к группе людей и пожимает руку конкретного человека, то следует пожать руки и всем остальным.
- Обычно протягивают для пожатия правую руку, но, если человеку удобно здороваться левой, то ему нужно за это извиниться. Также не стоит демонстрировать чрезмерную силу или излишнюю слабость, пожимая руку.
И помните: нежелание отвечать на рукопожатие может расцениваться как оскорбление.Этикет общения с людьми
Прежде чем кратко рассмотреть этикет общения с людьми, необходимо разобраться, каким вообще может быть речевой этикет. К примеру, он может отличаться по способу передачи информации.Так, существуют правила телефонных звонков, написания писем, личной встречи. Если в личном разговоре важно соблюдать определенную интонацию, лексику и продолжительность общения, то при деловой переписке учитывается правильность оформления текста, выбор шрифта, стилистика.Таким образом, этикет может быть деловым (официальным), повседневным и фамильярным (допустим только в общении с близкими людьми, членами семьи, друзьями).Независимо от того, с кем человек общается, процесс словесного контакта состоит из трех стадий:- Начало. Первым делом должно прозвучать приветствие. Оно может быть разным, так как зависит от времени суток и официальности общения – «Доброе утро», «Приветствую», «Привет», «Здравствуйте» (вопрос о том, кто должен первый здороваться, обсудим немного позже).
- Развитие. Разговор набирает обороты, несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Для этого могут использоваться различные фразы – возмущения, сочувствия, одобрения, поддержки и т.д. Правильно выстроенный разговор позволяет расположить человека или аудиторию к себе.
- Завершение. Официальные фразы для прощания – «До свидания», «Всего доброго». Реплики могут быть и фамильярными, если это уместно – «До скорого», «Пока».
Теперь рассмотрим общие правила, которые следует применять в общении с людьми:- Будьте любезны, внимательны, дружелюбно настроены. Не допускайте повышения голоса, монотонного изложения, раздражительности. Будьте внимательны к человеку.
- Всегда слушайте человека до конца, не перебивая его речь, особенно, если он чем-то огорчен, раздражен или раздосадован. Продемонстрируйте, что его точка зрения и мысли важны для вас, что вы его прекрасно понимаете. Это позволит сгладить возможные «острые» углы. Этот принцип, кстати, входит в правила общения в конфликте.
- Не разглашайте подробности личной жизни других людей, коллег.
- Цените время других людей. Не будьте слишком многословными.
- Не акцентируйте внимание на ошибках в речи тех, с кем беседуете. Не исправляйте такого человека и не заканчивайте за ним фразу, если он испытывает затруднения в подборе нужного слова. Это способно настроить собеседника против вас и заставить его чувствовать себя неловко.
- Избегайте нецензурных слов, суффиксов уменьшительно-ласкательного характера («цветочки», «детки», «туфельки» и пр.) и режущих слух слов-паразитов (особенно, если вы общаетесь в деловой сфере).
- Не перегружайте речь канцеляризмами, сложнейшими терминами, иностранными словами, даже если вы общаетесь с образованным человеком. Пусть ваша речь будет простая, понятная и грамотная.
- Придерживаясь норм речевого этикета, необходимо одновременно соблюдать и правила невербального общения. Пренебрежительный взгляд, демонстрация скучающего вида, покачивание ногой в положении сидя и прочие поведенческие реакции способны испортить все общение.
Правила общения по телефону
Теперь настал черед рассмотрения вопроса речевого общения по телефону. Общаясь таким образом, человек передает какую-то информацию не только словесно, но и невербально. Интонация, громкость голоса и его эмоциональная окрашенность дают не меньше информации, а то и больше.В связи с этим сформировались правила речевого этикета по телефону, помогающие таким образом эффективно взаимодействовать между коллегами, близкими, родными, знакомыми и незнакомыми людьми.Итак, ключевые правила телефонных звонков выглядят следующим образом:- В будние дни совершать звонки человеку ранее 8 часов утра и позднее 9 часов вечера не рекомендуется. В выходные дни нежелательны звонки ранее 11 утра. Исключение составляют деловые звонки, связанные с особенностями рабочего графика, и важная информация, которую нужно сообщить срочно.
- Если вас просят передать трубку кому-то из близких, ответьте, чтобы подождали минуту. Если человека нет дома, спросите, что нужно передать.
- В самом начале разговора необходимо представиться и уточнить, уместен ли для собеседника ваш звонок.
- Рекомендуется разговаривать по телефону не дольше 15 минут. Содержание беседы должно быть четким, лаконичным. Если и у вас, и собеседника есть желание поговорить дольше, старайтесь не причинять неудобства окружающим (например, выйдите в пустое помещение).
- В случае прерывания связи перезванивает человек, звонивший первым.
- Не нужно включать громкую связь, не предупреждая об этом своего телефонного собеседника.
- Не стоит извиняться за свой звонок или произносить фразы вроде «Вас тревожит/беспокоит…»
- Говорить нужно разборчиво, громко, четко. Шепот допустим только при интимном разговоре.
- Не нужно совмещать телефонное общение с приемом пищи.
- В конце беседы нужно поблагодарить собеседника за разговор и попрощаться.
- Речевой этикет позволяет людям налаживать контакт, демонстрируя свою воспитанность и уважение друг к другу. Он определяет невидимые границы, которые помогают каждому оставаться индивидуальностью, не забывая при этом о комфорте других людей.